Гранж. История стиля.

Когда появился "гранж"?

Впервые, ещё в далёком 1981 году, подобным термином охарактеризовал музыку своей группы известный сиэтлский рокер Марк Арм (Green River, Mudhoney). В своём письме в редакцию местной неформальной газетёнки он назвал песни своего коллектива "грязью, шумом и дерьмом". Правда, как такового стиля "гранж" в те времена ещё не существовало. Были лишь первые попытки соединить панк-рок с металлом. И они долго не приносили особых результатов. Да, никто не спорит, что подобная музыка не имела своих поклонников (если бы их не было, то для кого музыканты бы в конце концов выступали на сцене!), но популярности она ещё не снискала. Успех доставался тем, кто играл хардкор (например, Dead Kennedys).

Да и вообще, почему-то все музыкальные компании и продюсеры игнорировали сиэтлские команды, обращая внимание на группы из Лос-Анджелеса или Сан-Франциско. По этой причине первым сиэтлским гранжерам не оставалось иного выбора, кроме как ходить в образе обиженных на весь мир панков-нигилистов. У них у песни были соответствующего характера — суицид, неравенство, несправедливость, недовольство жизнью, политикой и прочим.

Однако панк-рок не был основным жанром, оказавшим влияние на становление гранжа. Он разделил свои лавры с хэви-металлом, причём не современным (на тот момент времени), а из семидесятых годов. Black Sabbath, Led Zeppelin и ряд других первопроходцев тяжёлого рока по праву "приложили руку" к становлению гранжа как самостоятельного жанра. Их тяжёлые и грязные риффы впоследствии были взяты сиэтлскими командами на вооружение.

Основа гранжа — это всего три инструмента: гитара, бас и барабаны. При этом основной упор делается именно на ритм-секцию, а гитара является лишь неким аккомпанирующим инструментом, на которой с помощью эффекта "дисторшен" гитарист менял ритмические рисунки в общей музыкальной концепции песен. Вокалист обязательно должен был петь громко, хрипло, с надрывом и некой агрессией. Некоторые психологи утверждают, что гранж способен вызвать у человека суицидальный приступ и развить у него наклонность к самоубийству, но это, скорее всего, глупые домыслы, так как подобным образом можно охарактеризовать любой стиль рок-музыки, было бы желание.

Когда появился гранж?

Помимо "шабашников" и "цеппелинов" за появление гранжа надо благодарить такие культовые банды, как Pixies (между прочим, любимая группа самого Курта Кобейна, утверждавшего, что он родился только для того, чтобы играть в ней, или хотя бы исполнять их каверы), Sonic Youth и Melvins. Но всё-таки официальной датой рождения гранжа стал 1986 год, когда в свет вышел легендарный сборник сиэтлских команд, названный Deep Six. В нём отметились такие культовые банды, как Green River, Soundgarden, Melvins и другие.

Всё это время музыканты из сиэтлских групп, которых было в городе огромное множество, постоянно кочевали из одной команды в другую, перенося идеи, технику игры, музыкальные предпочтения. Гранж быстро прогрессировал, приобретая своё особое звучание, напоминавшее старый и уже порядком всеми подзабытый "гаражный рок". А затем на небосвод андеграундной рок-сцены ворвалась никому неизвестная Nirvana, и гранж приобрёл статус культового жанра.

Nirvana. Как много в этом слове...

В 1990 году паренёк по имени Курт Кобейн и двое его приятелей подписали контракт с фирмой грамзаписи Geffen, а спустя год, в 1991, вышел второй альбом Nirvana "Nevermind" (дебютный Bleach особой популярностью не пользовался, правда, до поры до времени). Песня Smells Like Teen Spirit мгновенно взлетела в хит-парадах, а альбом продавался тиражом по 400 000 копий в неделю. Никто не ожидал от пластинки такого успеха, но это случилось, и о гранже заговорили во всём мире. Как это зачастую бывает, пресса и фанаты тут же обратили внимание и на другие сиэтлские группы. Soundgarden, Alice In Chains, Pearl Jam, Stone Temple Pilots и другие стали звёздами мировой величины. Не будем кривить душой — именно благодаря второму альбому Курта Кобейна.

Сами музыканты "Нирваны", как это ни странно, были крайне недовольны успехом Nevermind. Они явно не желали опошлять "попсовостью" свои нетленные творения. Поэтому свой третий альбом In Utero они сделали максимально тяжёлым, "сырым" и некоммерческим, желая отсечь присосавшихся к их творчеству "фанатов-попсариков", но это мало помогло — пластинка вновь взлетела на пики Биллборда.

А весной 1994 года Курта Кобейна не стало. Он заперся в комнате и выстрелил из ружья себе в голову. Что послужило тому причиной — лекарства, алкоголь, наркотики или просто разочарование в жизни и потеря музы — сегодня уже никому неинтересно. Главное, что мир обнищал на ещё одного гениального музыканта.

С этого момента можно смело утверждать, что начался закат гранжа. Нет, конечно же мастодонты жанра ещё некоторое время держались на плаву (и до сих пор держатся некоторые из них), но того ажиотажа и безумия у поклонников, как в начале 90-х, гранж уже не вызывает.

Современный гранж.

Создаётся такое впечатление, что после развала "Нирваны" интерес к гранжу прошёл. Однако слушать его перестали только те, кто слушал исключительно песни Кобейна. Как говорил мой друг, большой поклонник Nirvana - "все остальные гранжевые группы — это полный отстой. Ни запоминающихся мелодий, ни толковых текстов. Они все похожи друг на друга и сильно не дотягивают до уровня Нирваны". И самое странное, что большинство меломанов именно так и считают. На самом же деле поклонников у гранжа не стало меньше. Просто отсеялись те, кто не привык к альтернативному звучанию "гаражных групп". Остались лишь те, кто действительно любит и понимает эту музыку.

В нулевые началась новая волна гранжа. Её подняли такие группы, как Pearl Jam, Alice in Chains, Queens of the Stone Age, Dinosaur Pile-Up, Pulled Apart by Horses и другие. Также хотелось бы упомянуть о Pixies, которые тоже решили собраться в 2004 году и порадовать своих фанатов концертами и новыми песнями.

Новая волна привлекла к себе очередных фанатов, а вместе с ними и появился очередной жанр — пост-гранж, яркими представителями которого стали группы Seether, Foo Fighters (основана музыкантами Нирваны), 3 Doors Down, Godsmack, Nickelback. Вместе с ними зародился и стиль "брит-поп", который ещё принято называть "анти-гранжем". Группы, исполняющие его, пропагандируют, в отличие от классического гранжа, жизнерадостность и уверенность в завтрашнем дне. Самыми популярными коллективами данного направления являются Oasis и Blur. Но, честно говоря, причислить их к рок-музыке не поворачивается язык. Скорее всего, брит-поп — это одно из направлений поп-музыки, а не очередное ответвление альтернативной сцены.

Отечественная гранж-сцена представлена такими коллективами, как Небо Здесь, Mad Dog, Пионерлагерь Пыльная Радуга, Такой Макар и прочими. Несмотря на некоторое количество российских гранж-коллективов, с уверенностью утверждать, что гранж прижился у нас в стране, невозможно, так как среднестатистический меломан при упоминании о данной музыке вспомнит только одну западную группу. Попробуйте догадаться какую...

В посте использовались фотографии с сайтов joeysturgistones.com, kurtcobain.ru, societyofrock.com, revolutioncomeandgone.com, guitwiz.com, wallpapertag.com, merchpoint.ru, akspic.ru, newauction.com.ua, wallpapercave.com.

Чтобы оставлять комментарии "Войдите" или "Зарегистрируйтесь".