Панк-рок. История стиля.
Кто был первым панком?
В первых строках нашего разговора о панк-роке как об отдельном течении рок-музыки, хотелось бы немного обратиться к истории и задуматься о том, почему все считают, что такое музыкальное направление как "панк" в первый раз явило себя миру в 70-е годы прошлого столетия. Ведь если разобраться по существу, панки были всегда, правда называли их по-другому, например, изгоями, отщепенцами, юродивыми и т.д. Вспомните древнегреческого бродягу Диогена, который наплевал на все устои и жил на пляже в пустой бочке. Его экстремальные выходки (хождение по улицам с фонарём средь белого дня в поисках человека, грубое общение с Цезарем, наплевательское отношение к политическому строю, власти и культурным ценностям) разве не напоминают поведение современных панков? Впрочем, довольно лирики и вернёмся к нашим баранам.
Временем, когда образовался панк-рок в нынешнем его понимании, принято считать конец 60-х начало 70-х годов минувшего века. Именно тогда на сценах Америки стали выступать первые группы, игравшие так называемый "гаражный рок". Как нетрудно догадаться, данное определение появилось благодаря тому, что практически все коллективы того времени репетировали в пустых гаражах, используя дешёвую аппаратуру и инструменты. Основоположниками "гаражного рока" стали группы The Kingsmen (с хитом Louie Louie), The Kinks (с хитами You Really Got Me и All Day and All of the Night), The Who (совершила прорыв с альбомом My Generation) и прочие. На австралийском континенте появилась команда Los Saicos (увы, сегодня её практически никто уже не помнит), выпустившая в 1965 году первую реально панковскую песню Demolicion.
Чуть позднее "гаражный рок" стали называть "протопанком". И первыми, о ком хочется упомянуть — это Игги Поп со своей бандой Stooges, дебютный альбом которых вышел в 1969 году. Грязные гитарные риффы, заунывные мелодии, одни и те же повторяющиеся ритмы — всё это стало основой звучания зарождающегося панка. Также стоит упомянуть о другой культовой группе американской прото-панк-сцены — Velvet Underground, к оформлению обложек альбомов которой приложил руку сам Энди Уорхол (помните банан на обложке их первой пластинки 1967 года?).
Далее были Дэвид Боуи со своим Зигги Стардастом (сценическим персонажем); The Deviants, исполнявшая психоделию с элементами анархизма; The Missing Links с хитом Wild About You (1965) и т.д. Все они стали как бы предтечей такого феномена, как панк-рок в его классическом понимании.
Вот мы и подобрались к тому, чтобы поговорить о первой и самой влиятельной волне панк-рока, подарившей миру кожаные куртки, знак "Анархия", гигантские булавки, ирокезы и прочие атрибуты стиля. Прежде чем перейти к разговору о стиле, давайте проясним, что же на самом деле значит слово "панк". Впервые к молодым группам, игравшим экспериментальную музыку, термин "панк" применили в начале 70-х годов. Ранее оно использовалось в качестве ругательств, самым безобидным из которых было "подонок", но затем плотно прилипло к вновь зародившемуся музыкальному стилю и самой субкультуре.
Философия первых панк-рокеров была проста, как яичная скорлупа. Наслушавшись таких монстров рока, как King Crimson, The Doors, Rolling Stones, Grateful Dead, Cream, T.Rex и других, молодёжь подумала - а чем мы хуже? Мы можем также брынчать на гитарах, собирать стадионы и заколачивать кучу бабла. Вот только их острое желание играть рок-музыку столкнулось с жуткой действительностью — чтобы играть на гитаре, нужно долго учиться, а чтобы играть слаженно в одной команде надо долго репетировать. Ни того, ни другого, по существу, делать никто особо не хотел. Помните зайца из советского мультика, который делал всё спустя рукава и отмахивался - "И так сойдёт". Вот и первые панк-рокеры решили, что и так сойдёт. Играли не слаженно, на плохой аппаратуре, ненастроенных инструментах и, как это ни парадоксально, не прогадали. Новый стиль моментально вызвал к себе интерес целой армии меломанов со всего света. Теперь каждый для себя понял, что любой человек может стать музыкантом.
1976 год являлся для панк-роков переломным. Это был расцвет таких коллективов, как Television, Ramones, Sex Pistols, The Clash, The Damned и многих других. В эту эпоху расцвета появились такие хиты, как Blitzkrieg Bop (Ramones), Anarchy in the U.K. и God Save the Queen (Sex Pistols), New Rose (The Damned), London Calling (The Clash), No More Heroes (The Stranglers) и многие другие.
Однако долго панк-рок в его чистом виде не просуществовал - в 1979 году его популярность пошла резко на спад. Монстры панк-рока один за другим распадались, образуя новые коллективы. Виной тому стал, по всей видимости, растущий у ребят музыкальный профессионализм и застой стиля. Ведь ничего нового добавить в классический панк-рок уже было нельзя, необходимо развиваться, творить что-то новое. Так музыканты Sex Pistols и The Clash собрали на осколках своих коллективов банду PIL, игравшую в стиле нью-вэйв и пост-панк, гитарист же "пистолетов", Стив Джонс, вообще кардинально отошёл от своего стиля и стал играть коммерческий гитарный рок. Другая культовая группа Joy Division, после смерти своего фронтмена, сменила название на New Order и вообще подались в электронику. И подобных примеров немало.
Но, как говорится, король умер, да здравствует король! Всем знакомый панк-рок стал своеобразным трамплином для огромного количества стилей и направлений — от ска-панка до гранжа и других. Даже такой брутальный стиль как трэш-металл обязан сказать спасибо за своё появление именно панк-року, в частности группе The Exploited, которую считают "папой" трэша.
Грязное звучание панк-рока эволюционировало в нечто большее — мелодичные песни с применением массы других инструментов (духовых секций, синтезаторов, перкуссии и прочего). Так началась новая волна панка, возглавили которую The Exploited, Black Flag, Dead Kennedys, Circle Jerks, Sonic Youth, Pixies, Misfits.
Постепенно панк-рок стал коммерческой музыкой, явив миру феномен Green Day, The Offspring, Bad Religion. Вот так панк-рок, который на заре своего существования боролся с попсой и музыкальной коммерцией, сам превратился в товар, явив миру стиль поп-панк. Однако не стоит особо расстраиваться — эволюция панка стала прекрасным трамплином для ного многообразия жанров и направлений, родившихся на его костях. А если кому-то хочется послушать старых добрых "пистолетов", то всегда можно поставить любимый CD или винил и насладиться молодостью или, наоборот, открыть для себя что-то новое и необычное.
В посте использовались фотографии с сайтов medium.com, chordify.net, 967theeagle.net, avto.goodfon.ru, historycultureeducation.tumblr.com, qobuz.com, mastersofrock.cz, steemit.com, fineartamerica.com.
- 9475 просмотров
Чтобы оставлять комментарии "Войдите" или "Зарегистрируйтесь".