Ска-панк. Что это такое и с чем его едят?

Ска-панк. История появления.

Как я уже писал в посте о панк-роке, данный музыкальный стиль прекратил своё существование к концу семидесятых годов, успешно трансформировавшись в огромное количество жанров и поджанров. Одним из них и стал ска-панк, вобравший в себя лучшее как от панк-рока, так и от ска. Для начала хотелось бы пару слов сказать об истинном ска. Этот музыкальный стиль появился ещё в далёкие пятидесятые годы прошлого столетия на Ямайке, родине ещё одного "солнечного" жанра — рэгги. Главенствующая роль в ска-группах отводилась духовой секции и так называемому шагающему басу (в те времена это, понятное дело, был контрабас).

Первые попытки объединить пафосность ска и энергетику панка предпринимались ещё в конце семидесятых годов. Произошло это, скорее всего, по той простой причине, что панк-рокеры уже научились играть на своих инструментах и им захотелось добавить что-то новое в свою музыку. Пьяными выходками на сцене и битьём гитар уже никого было не удивить, да и расти хочется всем, а не застрять навечно в образе этакого бунтаря с ирокезом, отвергающего всё на свете и неумеющего толком играть на своих инструментах. В итоге кому-то пришла в голову идею добавить в панк-рок немного духовой секции. Например, всем известной группе The Clash. Однако "первопроходцами" стиля принято считать британский коллектив Serious Drinking, начавшего активно пропагандировать ска-панк в начале 80-х.

На них обратили пристальное внимание другие группы, которые увлекла сама идея разбавить всем привычную тройку (гитара-бас-барабаны) щедрым использованием духовой секции. В основном, это были тромбон, труба, саксофон и некоторые деревянные духовые инструменты (рожки, свирели, флейты, валторны и прочее). В принципе, от панк-рока остались только политизированные тексты (да и те скоро переросли больше в сатирические и юмористические, о проблемах молодёжи, добавилось больше лирики и личностных отношений) и скорость игры. Во всём остальном — это, по сути, привычный и всем известный ска.

Эволюция ска-панка.

Итак, наслушавшись весёлых ска-панк аккордов, молодые группы принялись активно смешивать два столь непохожих стиля. И вот уже в 90-е, в отличие от тру-панков, ска-панки начали "зашибать деньгу" на своих концертах. Их песни пользовались большой популярностью у тинейджеров. В них не было заумных текстов, размышлений о прогнившей политической системе, а лишь то, что интересовало молодёжь. К тому же, большинство ска-панк-групп не брезговали использовать в своих творениях бранные словечки, тем самым давая понять своим фанатам, что мы, мол, такие же люди от сохи, как и вы сами, а значит и ничто человеческое нам не чуждо. На пике популярности оказались такие команды, как Rancid, The Mighty Mighty, Supertones и многие другие.

Сегодня ска-панк на слуху у многих людей. Причём, что самое интересное, большинство их них даже понятия не имеет, что их любимая группа играет именно ска-панк, а не классический панк-рок. Хотя, конечно, назвать Mad Caddies или Ska-P "непанками" как-то и язык не поворачивается. Любой, кто побывал на их концерте поймёт — это настоящие панк-рокеры, хотя и играют что-то несуразное для своего стиля, но весьма задорное и весёлое.

Отдельная ниша в ска-панк культуре отведена группам, затрагивающим религиозные темы. Например, The Insyderz или Seeker's Planet, тексты песен которых полны духовности и заставляют человека задуматься о мизерности всего сущего. И это является прекрасным способом заставить молодёжь обратить свой взор на некоторые возвышенные темы, а не только слушать песни о красивых девушках, выпивке и школьных проблемах.

При этом стоит отметить, что внешний вид ска-панкеров мало чем отличается от внешнего вида обычных панков — зачастую это всё те же ирокезы, цепочки, булавки, драные майки и т.д.

К нулевым годам пик популярности ска-команд начал резко снижаться. Скорее всего, это произошло по двум причинам:
- Во-первых, подобную музыку всё-таки слушают не все меломаны, а без полных залов и продажи альбомов вряд ли будет стимул писать новые песни. Одним энтузиазмом особо сыт не будешь.
- Во-вторых, чтобы играть ска-панк, нужно реально хорошо играть на своих инструментах, а большинство молодых музыкантов не желает тратить много времени на репетиции и своё самосовершенствование в музыкальном плане. Оно и понятно — все хотят, чтобы мечты сбывались быстро и без особых затрат, а если нет отдачи — то какой смысл этим заниматься?

С приходом нового тысячелетия произошёл очередной скачок ска-панка. Он стал по-настоящему профессиональным, можно сказать, даже культовым. Молодёжь привлекали уже порядком забытые панковские идеалы, при этом необязательно было слушать забойный классический панк-рок, а наслаждаться более сложными и мелодичными песнями ска-панка. Среди самых ярких групп новой волны ска-панка стоит отметить Streetlight, Five Iron Frenzy, The Mighty Mighty Bosstones, We Are The Union и Catch 22. Эти группы смогли собирать не только маленькие пабы, но и внушительные стадионы. Сегодня уже редко встретишь хотя бы один рок-фестиваль, где не принимали бы участие ска-группы.

Ска-панк в нашей стране.

О русском ска-панке, как отдельном музыкальном жанре, всерьёз заговорили где-то в середине восьмидесятых. В основном это выражалось тем, что некоторые более или менее известные группы записывали по одной-две песни в стиле ска-панк. Среди новаторов данного жанра хотелось бы отметить всем известную группу "Ноль", главный акцент в которой делался на баян. Оркестр Пролетарского Джаза "Бригада С" под управлением харизматичного Г.Сукачёва тоже использовал в своих песнях ска-элементы. Особенно ярко это было выражено в первом альбоме группы, куда вошли ранние вещи Сукачёва. Да и вообще, русский ска-панк оказался весьма колоритным ответвлением от мирового жанра. Ведь в нём, помимо традиционных духовых, использовались более привычные нашим людям инструменты — аккордеоны, гармошки (даже губные) и всё те же баяны. В принципе, любая русская свадьба в деревне не обходилась без ска-панка. Разве можно представить себе свадьбу без баяна и матерных частушек?

В девяностые на российской рок-сцене появилось сразу несколько самобытных ска-панк групп - Distemper, Элизиум, Spitfire, ЯйцЫ Fаберже и другие. Однако сколько я ни изучал материалов в Сети, практически ни в одной статье не упоминалась питерская группировка "Ленинград" под управлением С.Шнурова ("Шнура"). Даже в глубокоуважаемой Википедии, в которой опубликована на удивление скромная и малоинформативная статья об этом жанре. Странно, но именно эта группа приходит на ум первой, когда заходит речь о русском ска-панке.

Может быть, тут всё дело в том, что "Ленинград" смог угодить одновременно нескольким поклонникам абсолютно разных музыкальных стилей: рокеры полюбили его за драйв, любители шансона — за дворовый колорит, слушатели попсы — за мелодичные мелодии, панки — за стёбовые тексты, ска-панкеры — за духовую секцию и кураж и т.д. Впрочем, "Ленинград" настолько многогранная группа, что достойна отдельного поста, а пока лишь отметим тот факт, что Шнуров и сотоварищи оказали огромное влияние на становление российской ска-панк сцены.

В посте использовались фотографии с сайтов vasca.ch, wallpapercave.com, bbc.co.uk, wallpaperaccess.com, topofyoutube.ru, racketmag.com, portal-kultura.ru, rossaprimavera.ru, edusmi.ru, petersburg24.ru.

Чтобы оставлять комментарии "Войдите" или "Зарегистрируйтесь".