Сквоты: Современные пираты или борцы с "Системой"?

Пожалуй, сквоттинг по праву считается самой свободолюбивой субкультурой из всех существующих. Во второй половине 20-го века он оказал немалое влияние не только на мировую культуру, но и на политику, автономизм, урбанизацию и многие другие сферы нашей жизни. Некоторые люди ошибочно предполагают, что современные сквоты — это алкаши, бездомные, бомжи, наркоманы и другие опустившиеся личности, которым просто негде жить. Но на самом деле это не так. Попробуем разобраться в том, что же на самом деле представляет собой такой феномен, как "сквоттинг".

История появления сквоттинга.

По большому счёту, сквоттинг, как стихийное явление, существовал ещё с незапамятных времён. Люди ещё только учились ходить на двух ногах, примерять шкуры убитых животных и поддерживать огонь, а уже задумывались о захвате чужих пещер, если у них не было своего собственного жилья. Однако истинная история сквоттинга начинается с 14 века. Первые сквоты появились в Британии после восстания 1381 года. По стране прокатилась волна погромов, благодаря которому многие люди остались без жилья. В итоге они попросту захватывали не принадлежавшую им недвижимость и спокойно в ней обитали.

Вторая волна официального сквоттинга появилась в 17 веке. Её основатели — так называемые диггеры, крестьяне, действовавшие из идейных побуждений. Они считали, что земля — это общая собственность и не может принадлежать какому-то одному конкретному человеку.

Чуть позже в Америке переселенцы из Старого Света образовывали свои фермы, захватывая незанятые земли на западном побережье Атлантического океана и продвигаясь вглубь страны.

Современный сквоттинг.

Очередная волна сквоттинга зародилась в 60-е годы прошлого века. Война, экономический кризис и прочие факторы послужили причиной того, что многие люди просто не в состоянии были платить сумасшедшие деньги за съёмное жильё, владельцы которого желали, пользуясь случаем, нажиться на сложившейся ситуации. Количество бездомных росло, а вместе с ними и росло число жилищ, которые они захватывали. Но не только это стало причиной появления сквоттинга как новой субкультуры. Многие молодые люди, возмущённые политикой, гонкой вооружений, загрязнением природы и прочими факторами, принимают решение объединиться в коммуны, основанные на левых взглядах. Данное течение повлекло за собой массу молодёжных протестов и волнений. При этом представители того или иного социального движения старались селиться вместе. Например, феминистки с феминистками, пацифисты с пацифистами, анархисты с анархистами и так далее.

В 70-е годы 20-го века сквоттинг приобрёл массовые масштабы, в основном, в Западной Европе и США. И если ранее сквоты старались селиться в небольших городках и на фермах, то теперь они обосновались и в крупных мегаполисах.

Основные сквоттерские "резиденции".

Существовало несколько крупных сквоттерских явлений. В первую очередь, это известная на весь мир "Свободная Республика Христиания" (или просто Христиания), образованная в начале 70-х в Копенгагене на острове Христиания. Тысячи молодых людей с левыми взглядами спокойно заселялись в бывших военных натовских казармах. Органов власти в коммуне не было — все решения принимались на общем собрании. При этом жители Христиании честно оплачивали коммунальные расходы и аренду занятых помещений. Также взимались взносы на обустройство территории, всевозможные проекты и т.д.

В Америке наиболее крупной коммуной была "Дома, а не тюрьмы", просуществовавшая в нескольких крупных городах с 1988 по 1993 годы. Американские сквоттеры придерживались трёх основных принципов — миролюбие, борьба с наркотиками и анархизм, то есть все решения принимались коллективно. При этом они тоже платили квартплату, правда, не деньгами, а работой. Они занимались благоустройством прилегающей территории, ремонтировали за свой счёт дома и помещения и т.д.

Другой крупной организацией сквоттеров можно считать восточные районы Лондон Филдз в Англии (Рампарт). Самозахват тамошних помещений проводили в основном бедняки, ждавшие своей очереди на выдачу государственного жилья, а также многочисленные неформалы.

Необходимо отметить ещё ряд крупных сквоттерских организаций:
- миланская (Леонкавалло), появившаяся в 70-е годы;
- кёльнская (80-е годы);
- кварталы Кройцберг в Берлине (Тахелес и Кёпи) и Хафенштрассе в Гамбурге;
- мозамбикский Гранд Отель, появившийся в 70-е годы и существующий до сих пор;
- парижская Риволи, бывшее здание банка, в котором обосновались художники;
- барселонский Кан Масдеу, бывший лепрозорий, а теперь место обитания поклонников ЗОЖа.

Кстати, как и у большинства субкультур у сквотов тоже есть свой символ — пронзающая круг молния.

Основные типологии сквотов.

- Вынужденный. Основные приверженцы данного направления — бездомные и иммигранты, у которых просто нет иного выхода, кроме как жить в пустующих зданиях без спроса.

- Независимая жилищная стратегия. Основная масса сквотов, придерживающихся данной идеологии, — это средний класс, представители которого просто хотели жить в сообществе себе подобных и не платить за аренду.

- Социально-культурная. Данный сквот образует некий культурный центр, занимающийся производством товаров, своим бизнесом, саморазвитием, торговлей книгами и прочее. Большинство из них легализовано, как, например, амстердамский ночной клуб Парадизо, римский Форте Пренестино, миланский Леонкавалло.

- Консервационный. Данная тактика используется стихийно. Допустим, при намерении властей снести то или иное здание, сквоттеры в знак протеста захватывают его, привлекая тем самым внимание общественности.

- Политический. Представители данного сквоттинга объединяются и захватывают чужие или пустующие здания в знак протеста против существующей Системы. Зачастую они конфликтуют даже со своими собратьями-сквотами.

Сквоттинг в России.

В Советском Союзе первые сквоттеры появились по времена Перестройки в 80-е годы. Страну накрыли перемены, благодаря которым власти просто не в состоянии были следить за пустующими зданиями, которые начали заселять представители культурной богемы — художники, музыканты, поэты и другие. Самый крупный сквот появился в Москве в 1984 году. Он получил название "Детский сад", на территории которого и был образован. Он просуществовал недолгие два года, пока за границей не вышла статья о нём и его обитателях. В принципе, самозахвата "Детского сада" как такового не было. Он числился в ведомстве Минздрава, а обитавшие там художники были по официальным бумагам сторожами, однако власти обратили на него своё пристальное внимание и быстро прикрыли.

Одним из ярких представителей сквоттинга можно считать музыканта трэш-группы "Коррозия металла" Паука. Вместе со своими приверженцами он захватывал необитаемых здания, где проводились сейшены, заседания радикально настроенных группировок националистических взглядов и т.д.

Сквоттинг и закон.

Естественно, такой феномен как сквоттинг идёт вразрез с законами большинства стран. Сквотов за "ослушание" и самозахват ждут денежные штрафы и тюремные сроки. Однако в Великобритании есть закон, что выгнать человека на улицу нельзя, если он просто не откроет дверь, а взломать её можно только после судебного заседания. А это даёт право сквотам спокойно жить на захваченной территории ещё несколько месяцев, пока будут длиться судебные тяжбы.

Как это ни странно, но в некоторых странах существуют законы, защищающие сквотов, если они, конечно, не несут угрозы общественности и существующему политическому режиму.

В посте использовались фотографии с сайтов paradoxov.livejournal.com, bigpicture.ru, wikidata.org, breizh-info.com, germany.trendolizer.com, grodnonews.by, sunhome.ru

Чтобы оставлять комментарии "Войдите" или "Зарегистрируйтесь".